Уважаемые члены Российской Академии Образования!
Моё выступление и пребывание в стенах столь авторитетного научного сообщества связано с проблемой реформирования государственного российского телевидения в сегменте детского вещания.
Понятно, что телевидение — это инструмент социального познания, а в условиях современной России этот инструмент становится всё более актуальным, и всё более острым. Разговоры о недостатках нашего телевидения не прекратятся никогда, пока мы не сделаем две вещи: первое — не проведём в нашей стране серьёзного социально-психологического исследования по проблемам адекватного восприятия рыночной телепродукции, и второе — не установим альтернативу рыночным формам развития телеискусства.
Должна ли Академия участвовать в этих процессах? Наверное, да! Развитие СМИ в цивилизованной стране не может идти самотёком, как придётся. Это тупиковый путь и тупиковый успех! Светлана Константиновна Бондырева, действительный член вашей Академии, наверное, прекрасно меня понимает, поскольку писала о ситуации тупикового успеха в своей книжке «Выживание». Наше телевидение находится в ситуации выживания, несмотря на видимый, кажущийся успех! Мы делаем программы, достигаем определённого успеха, а потом — провал и отстранение от работы на долгие месяцы. В рыночном телевидении, если ты ушёл из эфира, то возврат в сетку вещания с новой программой представляется весьма проблематичным. Поэтому в рыночном телевидении помимо тупикового успеха мы ещё сталкиваемся с феноменом «затянувшегося успеха», когда из программы выжимают всё самое последнее и это последнее многим очень и очень не нравится.
Ещё замете такую особенность: программы, которые не несут в себе образовательных ценностей, быстро исчезают с экрана. Если посмотреть на такие гранды телевизионного эфира, как «Клуб знатоков», «Очевидное — невероятное», «Поле чудес», «Спокойной ночи, малыши!», то все они работают в познавательном жанре. Отсюда вывод: будущее российского телевидения связано с образованием, но видение этого образования не должно быть однобоким, то есть только рыночным и только продюсерским.
В сегменте детского вещания необходимо бюджетное образовательное телевидение без рекламы, такое как канал «Культура». Почему без рекламы? Потому, что в образовательном телевидении реклама образовывает рекламное сознание. При агрессивном характере потребительских роликов, фабула образовательной передачи до сознания маленького зрителя просто не дойдёт. Ребёнок будет запоминать только «Сникерсни».
Теперь несколько слов о канале «Культура». Конечно, и в этом поле не все ягодки спелые, есть проблемы и с червоточинкой. Руководство телевидения сетует на то, что у канала нет высоких рейтингов. В последнем номере журнала ТВ-парк наша «Культура» на этой неделе занимает 8-е место, вслед за ТНТ и REN-TV. Так вот, какие предложения можно услышать по спасению утопающего брэнда? Предлагается вводить рекламу в вечернее время. Предлагается делать канал более молодёжным, музыкальным и развлекательным. Но, уважаемые педагоги, за всеми этими предложениями, не теряем ли мы лицо «Культуры» вообще? Что бы мы знали об искусстве, литературе, поэзии, науке, если бы не было этого канала? В российской глубинке федеральное телевидение — единственный способ что-то узнать о мире. Убрать канал «Культура», сделать его коммерческим — значит лишить возможности миллионной аудитории получать истинные знания об этом мире.
Я ратую за то, чтобы на российском телевидении существовали и взаимодействовали все формы развития телеискусства: и рыночно-продюсерские, и бюджетно-государственные, и возможно ещё какие-то другие. Сколько этих форм существует, столько и должно быть их в эфире. Тогда будет развитие образования и искусства. Тогда будет настоящая конкуренция: не только между продюсерами за кусок прибыли, а ещё и между формами развития объективной реальности. Позиционировать эти формы — задача государства. Исследовать и презентовать эти формы — задача образовательной науки.
Предлагаю включить в план научных исследований Академии на 2006-2007 год комплекс работ по изучению возможностей развития российского телевидения, а также мониторингу зрительской перцепции, во всех её формах проявления: социальной, культурной, научной, религиозной, развлекательной и т.д.